Масленица
28 января 2015
Проект-исследование
« Широкая Масленица»
Участники проекта:
Классный руководитель Монгуш Л.Т.
Учащиеся 2 А класса.
Учитель музыки Оюн С.Т.
Учитель физической культуры Михалева С.П.
Родители.
Учителя.
Учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации: с 16 по 22 февраля 2015г.
Предмет проектирования: фольклорный праздник « Широкая Масленица»
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда найдутся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу кружка « Юный патриот», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья « Широкая Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель:
- Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
- Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение.
Задачи:
• Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
• Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
• Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной культуры.
• Способствовать развитию индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
• Проведение воспитательного внеклассного мероприятия, охватывающего население разных возрастных групп:
-учащиеся 1-4 классов;
- взрослое население школы, сумона;
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
проведение в классе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
работа с родителями по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
выбор формы реализации проекта.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Подготовительная работа:
родительское собрание « Подготовка к проекту « Широкая Масленица»;
учащиеся готовят книжки-малышки с народными приметами; выставку рисунков, находят и красиво оформляют загадки, стихи, пословицы, поговорки, прибаутки о Масленице, блинах;
готовят элементы русского народного костюма.
Используемые технологии:
• Игровые технологии
• Технология личностно-ориентированного обучения
• Технологии группового обучения
• Технология инструментального музицирования и пластического интонирования
• Здоровьесберегающие технологии
• ИКТ (презентация)
Материалы к проекту:
1. План проведения проекта «Широкая Масленица
День недели Мероприятие Ответственный Продукт
Понедельник « Встреча»
Цель : Познакомить с традициями народного праздника.
Изготовление чучела Масленицы
Хождение по улицам с чучелом Масленицы
- Катание с горы Семеновка.
Использование на уроках физической культуры ( в течении недели) элементов русских народных игр.
Конкурс рисунков на тему « Русские забавы» Родители, работники СДК, учащиеся 2А класса, классный руководитель.
Классные руководители 1-4 классов
Учитель физ.культуры Михалева С.П.
Старший вожатый Оюн Ч.А. Чучело « Масленицы»
Вторник « Заигрыш» Мини-концерт детей в доме престарелых и инвалидов с.Дурген Зам. дир. по ВР Оюн С.Т.
Среда « Лакомка» Проведение в школе единого классного часа на тему « Масленица»
Ярмарка блинов, выпечки, варенья, солений.
Конкурс рецептов блинов.Дегустация блинов.
Классные руководители.
Родители, классные руководители. Выпуск блинной книги рецептов блинов.
Четверг « Разгул» Проведение русских народных игр и забав.
Михалева С.П., классные руководители.
Выпуск методических разработок по перечню спортивных игр-забав.
Пятница « Тещины вечера» Утренник «Широкая Масленица» Учащиеся 2А класса, классный руководитель.
Суббота « Золовкины посиделки» Конкурс « Краса- русская коса»
Конкурс пословиц, поговорок, загадок. Хуурак Б.С.
Выпуск мини –книжек пословиц, поговорок, загадок.
Воскресенье « Прощеный день» Сжигание чучела Масленицы. Народное гуляние на площади СДК. КИД « Голубая планета»
2. Презентация « Масленица».
3. Сценарий проведения утренника.
Широкая масленица
Цели:
1. Возрождать народные традиции
2. Доставить детям радость, пробудить интерес к народным праздникам.
Задачи:
1. Учить детей создавать народные образы через игры, песни, народный фольклор.
2. Обогащать и развивать у детей знания о народных традициях.
3. Воспитывать чувства сопереживания, учить играть и действовать в коллективе.
4. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, народным традициям.
Ход праздника
Выходят дети-ведущие.
1.Внимание! Внимание!
Весёлое гуляние!
Собирайся скорее, народ!
Видишь, Масленица к нам идёт!
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
2.Масленица, будь здоровенька,
Тебя встретим хорошенько!
С блинами,
С каравайцами,
С варениками!
3.Маслена неделя
В гости прилетела.
На пенёчек села,
Оладышек съела,
Другим закусила,
Домой потрусила.
4.Приходите к нам на праздник
И тихони, и проказник.
Будет чай у нас горяч…
Будет блин да калач,
Будут игры и смех,
Будет праздник для всех!
.Поспешайте, наряжайтесь,
К нам на праздник собирайтесь!!!
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать к нам на широк двор
На Широкую Масленицу!
Мы добрым гостям завсегда рады!
Мы их привечаем, сладким чаем
Да блинами угощаем!
В народе Масленицу величают честной Масленицей, широкой Масленицей, веселой Масленицей! Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому ее дню устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Дети, устроив снежные горы, скороговоркою причитают:
«Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце Сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!
Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Блинами славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц
Месяц, месяц, золотые твои рожки,
Выглянь в окошко, порадуй на опару.
Первый блин отдавали нищему на помин усопших. Блины пеклись из гречневой и пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавалась икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорили в народе.
Последняя неделя перед великим постом называется седьмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.
Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник… Из дальних времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы.
Вся неделя празднования Масленицы по церковной терминологии именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу же после Масленицы и будет продолжаться 7 недель до самой Пасхи.
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица приходиться на конец февраля - начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название.
Первый день праздника – Встреча Масленицы.
В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, с пением возили на санях по деревне, затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санках.
Песня:
А мы Масленицу, встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали,
Блином гору выстилали
Выстилали, душа, выстилали
Сыром гору набивали
Набивали, душа ,набивали
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
Вторник – Заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гуляния, представления в больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ). По улицам ходили большие группы ряженых, устраивались веселые домашние концерты.
Эй, ребята, не зевайте, все почаще запевайте!
Запевай! Запевай! Масленицу выхваляй!
Сказка «Курочка Ряба»;
Ведущий: Жили – были дед и баба, была у низ курочка Ряба, снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Баба: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба: Да смотри, что я нашла.
Наша курочка – пеструха
Под кустом яйцо снесла
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба: Да яйцо-то не простое,
А гляди-ка, золотое
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба: Погляди, горит, как жар
Дед: Не случился бы пожар!
Баба: Ох горит, слепит глаза
Дед: Чудеса!
Баба: Чудеса!
Дед: Ты в сундук его запри
(раздается стук в дверь)
Баба: Нету дома, никого!
Ишь соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед: Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба: (возвратившись)
В среду город я поеду, там базар бывает в среду
Богатеев много там – им яичко и продам
Как дадут мне денег груду, накидают мне рублей,
На сапог себе добуду Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я :Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую – До краев набью сундук.
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь сыскалась молодица.
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты.
Трехэтажные палаты и беседы по углам
Баба: наказанье с глупым мужем,
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед: Пусть смеются – мне не жалко!
Баба: Да, уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят ы печи
Ох, не мил мне белый свет.
Дед: Я хозяин или нет?!
Баба: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось
И скорлупки не осталось
Все куда-то подевалось
Дед: Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда –
Будем жить, как прежде жили,
И работать как всегда
Баба: и шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
что нам прятаться теперь
Эй, соседка!
Баба: Эй, сосед!
Забывать друзей не след,
Заходите на часок,
У меня хорош квасок
И варенья, и соленья
Вместе: Заходите без стесненья!
Среда-Лакомка
Она отрывала угощение во всех домах блинами и другими явствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни, напитки из воды, меда и пряностей, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же можно было попить чаю.
Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…
- Ребята, а вы умеете печь блины?
- Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).
На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У нас от вас секретов нет, и в конце праздника мы всем подарим свои рецепты приготовления блинов.
Пословицы:
У тещи зять – первый гость,
А принят в дом – первый разбойник.
Нет черта в доме – прими зятя
Зять на двор – пирог на стол.
Давайте вспомним поговорки, пословицы, прибаутки со словами "блин" и "Масленица".
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Первый блин – комом.
Блины брюхо не портят.
Не все коту масленица, а бывает и пост.
Хочет, чтобы сорок лет была Масленица.
Не житье-бытье, а Масленица.
Масленица идет, блин да мед несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Масленица - объедуха, деньгам - приберуха.
Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?
Загадки.
Стоит в углу Агрипина,
Большой рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит. (Печь)
Стоит толстячок,
Подбоченя бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят
Ребята съедят. (Каша)
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...
(весна)
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ...
(весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
(Весна)
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
(Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)
Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)
Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)
Возьму пыльно, сделаю жидко,
Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)
На горячем донце выпекают солнце. (Блин)
На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)
Скороговорки (конкурс).
Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.
Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
Щетина у свинки, чешуя у щучки.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!
Четверг - Разгул. Широкий четверг.
На этот день приходилось середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, которые ведут свое начало из Древней Руси.
Были в них и свои строгие правила:
Нельзя было закладывать в кулак тяжелое.
Бить лежачего.
Вдвоем нападать на одного.
Бить ниже пояса или по затылку.
За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было коллективно или один на один.
Проводились различные игры6 конские бега, борьба, взятие снежных крепостей, катание на горках, веселые карнавалы.
Ребятишки с торбой, мешком, корзиной бегали по избам и поздравляли с Масленицей, как в святки с Рождеством и Новым годом. Да и называлось это так же колядовать!
Дети поют:
Ой Масленица, кривошейка,
Встретили тебя хорошенько:
Сыром, масло, калачом
И печеным яйцом!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Хозяйки на блюдо выносили блины – а если кто пожадничает, тому ребятишки грозят.
Дети грозят:
Тетушка, не скупися
Масленым куском поделися!
Не даешь пирога –
Корову со двора.
Пятница – Тещины вечера
Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару.
Больше всего внимания и почестей оказывается на масленице молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы.
Песня «Во кузнице»
1. Во ку…
Во кузнице.
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы
2. Они, они куют
Они куют, приговаривают,
Молотами приколачивают.
3. К себе, к себе Дуню
У себе, Дуню приговаривают.
4. Сошьем, сошьем Дуне
Сошьем Дуне, сарафан, сарафан
5. Носи, носи, Дуня,
По праздникам надевай
Суббота – Золовкины посиделки.
Молодые невестки принимают у себя родных. Каждый день этой недели сопровождался особым застольем. Невестка приглашала к себе золовок – сестер мужа. Сколько было новостей! Обо всем надо успеть переговорить, наряды новые рассмотреть да подарками похвастаться. Поют песни, танцуют, невестка угощает блинами, сладостями.
Частушки
Как на масляной неделе, Сели четверо за стол
Из трубы блины летели! Дали душеньке простор:
И сметана, и творог – Друг на друге поглядели
Все летело под порог. И блины-то все поели
Девки, масленка идет,- Я на Масленке катался
Кто нас покатает? Трое саней изломал
У Петруни за двором Ворона коня замучил
Сивка пропадает но милашку покатал
1. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много –
Можем растеряться.
3. Вы послушайте, ребята,
Нескладеху будем петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
4. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
5. Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
6. Поглядите-ка, ребята,
Что на крыше деется:
Воробей в рожок играет,
За солому держится.
8. Я на Масленку катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил
И милашку покатал.
9. Купи, тётя, мне коня
Вороные ножки,
Буду девочек катать
По большой дорожке.
10. Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
11.Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела.
Что же я наделала?
12.Говорили мне подружки:
-Не пляши, а только пой!
Не могу стоять на месте
Темперамент не такой!
13.У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая,
Все мы здесь бедовые!
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.
***
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
***
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.
***
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!
***
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
***
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.
***
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.
***
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица,
Славна Масленица!
***
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.
***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
***
Спозаранок бежит зять
Свою тещу ублажать,
Зазывает ее в дом,
Угощает там вином.
***
Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.
***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!
***
Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.
***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
***
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
***
По двору возили диву,
Ой, да статну и красиву.
Жаль такую мне сжигать,
Да жена не даст мне спать.
***
Нарисовану личину
Блином мы прикроем чинно.
Пусть сгорит она совсем,
От зимы устали все.
***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
***
Девки, Масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петруни во дворе
Сивка пропадает.
***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.
Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать
«докучные сказки».
А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:
«Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.
Не начать ли сказку сначала?»
«Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).
Рассказывают два ученика:
Сказка про ворону.
Шёл я как – то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Шёл опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
Я опять пришёл на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
Я пришёл на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет…
Ведущая: Полно вам нас докучать
Нужно Масленицу величать!
Воскресенье – Проводы, Целовник, Прощенный день.
Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.
Бытовал такой обряд: если в течение года русские чем-нибудь оскорбили друг друга, то, встретившись в прощеное воскресенье, они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй отвечал: «Бог тебя простит».
Обида была забыта. В прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
В воскресенье масленичной недели «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями следовали вереницей все люди. За околицей Масленицу сжигали и говорили: «Гори, блины, гори, Масленица! Полно, зимушка, зимовать». Благодарили зиму за все хорошее «Прощай, Зима, здравствуй Весна!»
Все:
Отправим Масленицу на седьмое небо
Весну встречать!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят
Колокольчики звенят!
Все:
Ай, масленица – обманщица!
До поста довела – сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Подведение итогов.
Ответьте на вопросы:
1. Основная обрядовая еда
2. Главные потехи и обряды праздника
3. Главный образ праздника
4. Когда празднуют Масленицу?
5. Назови дни Масляничной недели.
6. Какие народные игры вы узнали?
Рефлексия
• Что понравилось на празднике?
• Кого вы хотели бы особо отметить и почему? (отвечают дети и родители)
• Какие традиции и обычаи соблюдаются в вашей семье?
• Кто для вас был помощником в подготовке к празднику? За что мы можем поблагодарить родителей?
• Какие трудности испытали при подготовке?
Праздник заканчивается совместным чаепитием, вручением сувенирам и призов участникам мероприятии, благодарностью родителей за оказанную помощь.
Список использованной литературы.
1. http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/3.htm
2. http:/www.stepandstep.ru/cakalog/know/127140
3. http:/www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva
4. Издательство «Либерея- Библиопринт».Журнал «Читаем, учимся, играем»- М.:Периодическая печать,№11 2008,стр 64.
5. http:/imagesyandex.ru/
6. Попова Г. П. «Классные часы 1 класс». Волгоград: Учитель, 2008.
7. Зенкова Е. В. Масленица широкая //Начальная школа. 2008. № 2.
8. Каверина И. С. Здравствуй, весна //Начальная школа. 2008. № 3.
9. Беляева Е. В. Зимняя сказка //Вкладка. Начальная школа. 2009. № 8.
10. Аксюченко В. Н., Жданкина С. А. праздник русской матрёшки. Начальная школа. 2002. № 9.
11. Материалы сайта //mnogodet. ru./рубрика Праздник, Ребёнок, Семья. 25 февраля 2008.
Проект-исследование
« Широкая Масленица»
Участники проекта:
Классный руководитель Монгуш Л.Т.
Учащиеся 2 А класса.
Учитель музыки Оюн С.Т.
Учитель физической культуры Михалева С.П.
Родители.
Учителя.
Учащиеся 1-4 классов.
Сроки реализации: с 16 по 22 февраля 2015г.
Предмет проектирования: фольклорный праздник « Широкая Масленица»
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда найдутся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу кружка « Юный патриот», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья « Широкая Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель:
- Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
- Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение.
Задачи:
• Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
• Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
• Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной культуры.
• Способствовать развитию индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
• Проведение воспитательного внеклассного мероприятия, охватывающего население разных возрастных групп:
-учащиеся 1-4 классов;
- взрослое население школы, сумона;
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
проведение в классе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
работа с родителями по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
выбор формы реализации проекта.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Подготовительная работа:
родительское собрание « Подготовка к проекту « Широкая Масленица»;
учащиеся готовят книжки-малышки с народными приметами; выставку рисунков, находят и красиво оформляют загадки, стихи, пословицы, поговорки, прибаутки о Масленице, блинах;
готовят элементы русского народного костюма.
Используемые технологии:
• Игровые технологии
• Технология личностно-ориентированного обучения
• Технологии группового обучения
• Технология инструментального музицирования и пластического интонирования
• Здоровьесберегающие технологии
• ИКТ (презентация)
Материалы к проекту:
1. План проведения проекта «Широкая Масленица
День недели Мероприятие Ответственный Продукт
Понедельник « Встреча»
Цель : Познакомить с традициями народного праздника.
Изготовление чучела Масленицы
Хождение по улицам с чучелом Масленицы
- Катание с горы Семеновка.
Использование на уроках физической культуры ( в течении недели) элементов русских народных игр.
Конкурс рисунков на тему « Русские забавы» Родители, работники СДК, учащиеся 2А класса, классный руководитель.
Классные руководители 1-4 классов
Учитель физ.культуры Михалева С.П.
Старший вожатый Оюн Ч.А. Чучело « Масленицы»
Вторник « Заигрыш» Мини-концерт детей в доме престарелых и инвалидов с.Дурген Зам. дир. по ВР Оюн С.Т.
Среда « Лакомка» Проведение в школе единого классного часа на тему « Масленица»
Ярмарка блинов, выпечки, варенья, солений.
Конкурс рецептов блинов.Дегустация блинов.
Классные руководители.
Родители, классные руководители. Выпуск блинной книги рецептов блинов.
Четверг « Разгул» Проведение русских народных игр и забав.
Михалева С.П., классные руководители.
Выпуск методических разработок по перечню спортивных игр-забав.
Пятница « Тещины вечера» Утренник «Широкая Масленица» Учащиеся 2А класса, классный руководитель.
Суббота « Золовкины посиделки» Конкурс « Краса- русская коса»
Конкурс пословиц, поговорок, загадок. Хуурак Б.С.
Выпуск мини –книжек пословиц, поговорок, загадок.
Воскресенье « Прощеный день» Сжигание чучела Масленицы. Народное гуляние на площади СДК. КИД « Голубая планета»
2. Презентация « Масленица».
3. Сценарий проведения утренника.
Широкая масленица
Цели:
1. Возрождать народные традиции
2. Доставить детям радость, пробудить интерес к народным праздникам.
Задачи:
1. Учить детей создавать народные образы через игры, песни, народный фольклор.
2. Обогащать и развивать у детей знания о народных традициях.
3. Воспитывать чувства сопереживания, учить играть и действовать в коллективе.
4. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, народным традициям.
Ход праздника
Выходят дети-ведущие.
1.Внимание! Внимание!
Весёлое гуляние!
Собирайся скорее, народ!
Видишь, Масленица<